+7 (985) 211-74-46
e-mail: ow@englishow.ru
На главную Написать письмо Карта сайта
This is an example of a HTML caption with a link.

Коммуникативная методика: инструкция по эксплуатации.

КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: ПОЛЬЗА И ВРЕД

     Среди всех методов обучения иностранным языкам коммуникативный метод сейчас является самым известным и широко используемым. Но, в то же время, одним из самых молодых. Он основан на коммуникативном подходе к обучению иностранному языку, который появился в 1970-х годах в Великобритании в связи с выдвижением новой цели обучения – овладение языком как средством общения (коммуникации).  Под общением понимается передача информации, обмен знаниями, навыками и умениями в процессе речевого взаимодействия двух и более людей. Важно отметить, что факт взаимодействия не всегда означает, что общение состоялось. Например, говорящие произносят фразы и реплики, но обмена информацией, понимания и взаимопонимания не происходит. Причиной этого является несформированность коммуникативной компетенции, которая рассматривается как главная цель обучения.

     В соответствии с коммуникативным подходом к обучению иностранному языку нужно учитывать особенности реальной коммуникации, то есть предполагается овладение различными речевыми функциями. Преподаватель формирует у ученика умения выражать различные коммуникативные интенции: просьбу, приказ, согласие, приглашение, отказ, совет, упрек и т.д. Формирование коммуникативной компетенции происходит в ситуациях, максимально приближенных к жизненным.  Это ситуативные диалоги «В гостинице», «В аэропорту», «На вокзале», «В магазине» и т.д.

     Многие преподаватели при обучении иностранному языку совершают большую ошибку, придерживаясь крайней точки зрения: они рассматривают коммуникативный метод в чистом виде. Это означает следующее: ученикам предлагается выражать свои собственные мысли лишь тем способом, которым они владеют. Такие преподаватели считают, что процесс обучения должен опираться только на содержательную сторону и реальное общение, пренебрегая при этом работой над языковой формой.  Представьте, что вас на улице останавливает иностранец и говорить: «Мой ходить красный плошат красивый как?»  Вот это и есть действие коммуникативного метода в чистом  виде. Ведь вы же его поняли. Сначала вы ему объясняете на правильном русском языке, но, видя непонимание в глазах, опускаетесь до его уровня и говорите: «Твой идти туда   five минут». При этом вы сопровождаете свою речь активной жестикуляцией. А на сколько было бы приятнее услышать: «Извините, как мне пройти на Красную площадь?»

      Нет сомнений в том, что коммуникативный метод эффективен, так как он дает возможность человеку «расковать» свой язык, приобрести свободу общения, стереть языковые барьеры, преодолеть культурный шок, развить навыки коммуникации. Но при этом он должен разумно сочетать системный и содержательный подходы, включая в себя как работу над формой, так и нал содержательной стороной речи. Нельзя опираться только на знание лексики, необходимо владение системой языка (знание грамматики), без которого общение может не состояться.      

     Лучше с самого начала изучения языка уметь говорить правильно, привыкать к комфорту и получать удовольствие от себя и от общения,  чем по прошествии времени, испытав на себе насмешки и улыбки собеседников, переучиваться и преодолевать страх перед иностранцами. Ведь правда же?

Директор ЦМО "Открытый мир", к. п. н. Маскинская И. В.


blog comments powered by Disqus

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Приглашаем в наши группы
Все новости и обновления смотрите в соц. сетях