Что нас ждет в будущем: on-line или традиционное обучение
Если спросить у любого россиянина, какую роль играет Интернет в его жизни, в большинстве случаев мы услышим ответ: «Огромную». И действительно, нет практически ни одной сферы жизни, где бы мы не использовали это всеобъемлющее чудо. Американские ученые задали вопрос 4000 респондентам: «Что бы вы сделали, если бы в нашей стране прекратилось использование Интернета?» И 70% опрошенных ответили: «Иммигрировал бы в другую страну». По-моему, очень красноречиво!
По словам заместителя министра образования и науки РФ В. Каганова, нам предстоит стать свидетелями бурного роста дистанционного, электронного образования (Петербургский дневник №159 от 29.08.2013).
Не обошел Интернет и образование, в частности, обучение иностранным языкам. С ним в процессе обучения появилось многообразие форм и методов, а, соответственно, и их притяжение к познанию нового. Это и обмен опытом и наработками с преподавателями-коллегами, и новые статьи, и интересные упражнения и разнообразные тексты для учеников; это и стихи, пословицы и поговорки, сказки и сценарии. В общем, все, что душа пожелает.
Дал нам Интернет и возможность общения по скайпу и другим аналогичным программам, а с ними и просторы по расширению форм обучения. Их предшественниками были аудио- и видеокурсы, но в них отсутствовала интерактивная связь учитель-ученик. Давайте посмотрим на pros and cons:
1) урок по Интернету обходится ученику значительно дешевле;
2) учитель может расширить аудиторию, не замыкаясь только на одном ученике;
3) можно самому выбрать учителя по различным критериям, даже по манерам общения;
4) заниматься можно в любое время суток, лишь бы ваше свободное время совпадало со свободным временем преподавателя, и ваш учитель не ложился спать, когда вы открываете учебник после завтрака;
5) можно заранее с преподавателем обговорить темы занятий, которые вам нужны, а не которые предложит он;
6) и в отношении грамматики то же: скажите преподавателю, какие грамматические правила являются вашим «слабым звеном», чтобы их разобрать и отработать;
7) вы сами устанавливаете длительность вашего урока, не привязываясь к «академическим часам»;
8) ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ преимущество: люди с ограниченными физическими возможностями могут заниматься и получать знания, как и все остальные;
9) и КОЛОССАЛЬНОЕ преимущество, если вы житель большого города: вы экономите очень много времени на поездки на занятия. А это существенно.
На первый взгляд все кажется настолько великолепным, что лучше не придумаешь, и хочется принять такую форму обучения как истину в последней инстанции. Но давайте посмотрим внимательнее. Неужели нет недостатков?
1) выбирая преподавателя, особенно если вы делаете это по связи с ним лично, вы не получите гарантий в его профессиональных качествах;
2) оплачивая ваши уроки in advance, вы не можете быть уверенным, что все они будут отработаны, особенно если ваш учитель живет в другой части земного шара;
3) Интернет-связь не всегда бывает качественной. Если замирает изображение и остается только один звук, то ученика это напрягает и раздражает. Он получает меньшее количество услуг за те же деньги. А если еще и звук пропадает… Ну, тут и говорить нечего. Ваши деньги будут потрачены впустую;
4) на первых уровнях изучения языка (Starters или Beginners) лучше обучаться не у носителя, а у русскоговорящего преподавателя и лично или в группе, так как его мимика, жесты и личная активность способствуют более скорому усвоению первых ступеней языка;
5) а теперь коснемся обучения малышей. Спросите родителей, сколько времени его чадо, сосредоточенно выполняя все требования учителя, может заниматься on-line? Ответ напрашивается сам собой: мало, или вообще нисколько. К тому же, для малышей всегда лучше и эффективнее занятия в группе, где они копируют не только учителя, но и друг друга. А как важна для ребенка похвала в виде прикосновения к его руке, ощущение тепла руки учителя на плече, поглаживание по голове! Любой психолог скажет, какое сильное влияние оказывает тактильность на взаимоотношения.
6) и еще про детей. Чем меньше ребенок, тем больше ему необходимо движение во время уроков. А двигаясь, дети занимают собой все пространство классной комнаты.
Теперь постараемся сделать выводы: чья же чаша весов победила?
НИЧЬЯ! Просто каждый вид обучения нашел свою нишу в системе образования. И они не соперники, а помощники друг другу. И это замечательно, что мы можем разнообразить наши уроки.